Азовская икона Божией Матери
Празднование в честь Азовской иконы Божией Матери установлено
9 октября (26 сентября по старому стилю)
ИКОНОГРАФИЯ
На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695г.
Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л.Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.
Особенность иконографии - изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу - символы государственности.
Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже - конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.
В левом нижнем углу изображен Азов с цитатой о Вавилоне, а в правом нижнем углу - Кызыкермен с цитатой о Капернауме.
ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДОНСКИМ КАЗАКАМ
Храм в честь Азовской иконы Божией Матери был построен в 2007 году в память 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков.
24 июня 1641 года огромная, снабженная мощной артиллерией, турецкая армия высадилась на берег Дона. Согласно турецкой раздаточной ведомости она состояла из 240 тыс. воинов, не считая землекопов и «черных мужиков». Вместе с флотом армия насчитывала около 300 тыс. воинов, причем на стороне турков воевали наемники из других стран. Это были немецкие инженеры, французы, крымские татары, улусы, черкесы из Кабарды и др. Защитников крепости было чуть более 5 тыс., включая женщин и детей. Никогда ранее и никогда позже в мировой истории войн не было такого соотношения сил. Как писали очевидцы тех событий: «От силы их многия и устрашения их конного земля у нас под Азовом потряслася и погнулася… И из реки Дону вода на береги выступила от таких великих тягостей». Турки уповали на свои человеческие силы, они были уверены, что война будет недолгой и победоносной. Казаки все свое упование возложили на Господа, Божию Матерь и Святых Угодников -Иоанна Предтечу и Николая Чудотворца - и называли себя не иначе как людьми Божиими. В сиденье свое, которое длилось четыре месяца, наложили они на себя пост, чистоту душевную и телесную держали, и молились со слезами. И явили им милость Свою Божия Матерь и Святые Угодники – помогли казакам выстоять в неравной битве. Горстка казаков отбила двадцать четыре приступа неприятеля. Большая флотилия кораблей блокировала Азов с моря. Мины, заложенные под стены, и осадные пушки разрушили крепость. Все, что могло гореть – сгорело. Но оставшиеся в живых не сдавались. После последней атаки, длившейся не прекращаясь четырнадцать дней и четырнадцать ночей, казаки, чувствуя, что их силы иссякают и приближается конец, взывают к небесным покровителям, святым заступникам Русской земли. В ответ на это было им многим явление Божией Матери, стоящей на воздухе посреди г. Азова со св. Иоанном Предтечею и Николаем Чудотворцем. Ободряла дух казачий Пресвятая Богородица и говорила им: «…И вы, братие, не пецытеся, отжените весь страх от себя – не пояст вас николи бусурманский меч. Положите упование на Бога …» Сам образ явления Божией Матери был запечатлен позже в иконе Азовской Божией Матери. Через 60 лет после осады крепости, упоминание об этой иконе мы находим в «Киево-Печерском патерике».
Не только Царица Небесная, но и Святые Угодники Божии - Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец, которых так чтили и просили у них заступничества казаки, реально помогали в войне с турками. По свидетельству турецкого путешественника Эвлия Челеби, на стороне казаков воевали два молодых и храбрых война в одежде ратной и с мечами и многих побивали солдат турецких, распластывая их пополам. Да и казаки замечали, что это дело рук Божиих, не было у них таких удальцов.
В дни приступов на крепость плакал образ Св. Иоанна Предтечи, а в первый приступ была полна «слез» Его лампада.
В разбитый и обескровленный Азов турки посылают предложение о выплате каждому казаку по 300 талеров чистого серебра и по 200 золотых арабских, лишь бы казаки отдали им пустое место Азовское. На что казаки ответили отказом. 307 израненных и обожженных защитника принимают решение выйти на рассвете в чистое поле и принять последний бой. Ночь перед боем была прощанием друг с другом и молитвой к Богу и обетом, кто жив останется – уйдет в монастырь молиться за павших и живых.
Ночью в сентябре 1641 г. потрепанное султановское войско бежало со страхом. Видели они тучу огромную черную, идущую со стороны Московии, а впереди воина в ратной одежде с мечем на коне. Так вступились за православных христиан Силы Небесные.
Позор этого поражения турки переживали очень тяжело: жителям Стамбула под страхом наказания было запрещено произносить даже слово «Азов».